Погрузчик – спецтехника для перемещения и укладки различных грузов. Исходя из назначения оборудование оснащается различными приспособлениями для захвата, перевозки или подъема. Существует несколько вариантов классификации автопогрузчиков, они отличаются друг от друга внешним видом, техническими параметрами.
Вид обрабатываемого груза
При погрузке/разгрузке приходится иметь дело с двумя типами грузов: модульные и сыпучие. Для первых характерна жесткая основа, возможность перемещения всего массива за один цикл «подъем-позиционирование-опускание». Вторые же отличаются фракцией, способом поставки (насыпом или в биг-бегах, мешках, прочей таре). Плюс исходя из плотности, влажности сыпучий материал имеет различный вес и объем.
Ковшовые погрузчики
Модели спецтехники с ковшом используются при работе с мелкими сыпучими и кусковыми грузами – песком, щебнем навалом или строительным мусором. Здесь применяется единственная классификация: одноковшовый и многоковшовый. Выбор зависит от назначения. На предприятиях горнодобывающей промышленности применяют второй тип, который повышает скорость работы. На складах, в строительной сфере актуальны модификации с одним ковшом.
Схема телескопического погрузчика
Их делят на категории исходя из грузоподъемности:
-
Легкие – до 2 тонн.
-
Средние – до 4 тонн.
-
Тяжелые – до 10 тонн.
-
Большегрузные – более 10 тонн.
По конструкции погрузчики делят на фронтальные, неповоротные, неполноповоротные. Различают переднюю, заднюю (перекидную) и боковую разгрузку ковша. Независимо от механизма его размешают на конце стрелы, противоположном точке ее крепления к кузову спецтехники. Выбор конкретной модели зависит от перечисленных особенностей, отчасти от возможности установки дополнительного оборудования вроде модуля для уборки снега.
Многоковшовые отличаются и конструкцией, и сферой применения. На таких погрузчиках работает специальный блок, перемещающий грузы при помощи нескольких небольших ковшей. Пока один из них транспортирует материалы, остальные участвуют в процессе захвата новой партии. От длины стрелы зависит расстояние, на которое реально переместить груз. Наиболее актуальны погрузчики со стрелой телескопического типа, выдвигаемую по необходимости на нужное расстояние.
Вилочные погрузчики
Основной рабочий элемент вилочного погрузчика – вилы, представляющие собой две стальные полосы в виде буквы «Г». Их крепят на спецтехнике на передней или боковой части кузова, исходя от назначения, иных особенностей оборудования. Они влияют на технические параметры:
-
Грузоподъемность – от 10 тонн и более.
-
Высота подъема нижней части груза – от 1,5 м до 5,5 м.
-
Мощность движка – 20 л. с. до 100 л. с. и более.
-
Наклон вил – 3 градуса фронтальный и 12 градусов обратный.
Штыревые захваты бывают разными, их габариты/форма зависит от типа груза – коробки, паллеты, рулоны бумаги, разнотипные блочные строительные материалы. Вилочные погрузчики актуальны для складских комплексов, где грузы часто размещаются в несколько этажей, на стеллажах.
Ходовая часть (шасси)
Выпускаются погрузчики на колесном и гусеничном ходу. Первые отличаются меньшим весом и лучшей маневренностью, но имеют относительно маленькой грузоподъемностью. Также подобная техника оказывает незначительную весовую нагрузку на пол, это особенно важно, если приходится работать на втором и более высоких этажах складского комплекса, на слабых грунтах, деревянных основаниях.
Схема колёсного погрузчика UMG
Гусеничная спецтехника медлительная, довольно тяжелая, зато обладает повышенным уровнем грузоподъемности. Ее применяют там, где приходится работать с массивными грузами, чаще это ковшовые модели для погрузки/разгрузки сыпучих материалов. При выборе важно учитывать их весовую нагрузку на грунт или пол.
Тип привода
В зависимости от силового агрегата бывает спецтехника с электрическим, бензиновым, дизельным и газовым двигателем. Первые питаются от тяговой батареи, заряда которой достаточно почти на 8 часов непрерывного функционирования. Такая спецтехника выделяется низким уровнем шума, пригодна для эксплуатации в закрытых помещениях без системы вентиляции. Единственный минус электропогрузчиков – высокая цена. Еще стоит отметить, что ими нельзя пользоваться в дождь.
Более универсальная техника на жидком или газообразном топливе. Они подходят для эксплуатации на открытых площадках, не ограничены по времени работы (достаточно заливать горючее в бак на месте, без необходимости поездок на заправку). Рекомендуется учитывать относительно высокий уровень шума, исходящий от блока ДВС, необходимость вентилирования помещения для удаления из него выхлопных газов.